Педиатрия

Педиатрия — раздел медицинской науки, который занимается вопросами ухода за больными и здоровыми детьми любого возраста, а также изучением, диагностикой и методами лечения детских болезней.

Лечение детей в случае болезни существенно отличаются от подходов, используемых в медицине для взрослых. Для ребенка характерны физиологическая и анатомическая незрелость. Детям свойственны заболевания, редко встречающиеся у взрослых, поскольку организм ребенка постоянно растет и развивается, нарушения этих процессов приводят к заболеваниям, никогда не встречающимся у взрослых. Кроме того, дети разных возрастов от рождения до зрелости так же различаются между собой.

Чтобы эффективно применять лекарственные средства при лечении детей, необходимо знать не только соответствующие возрасту дозировки, но и переносимость каждого препарата. Перед началом лечения  врач-педиатр проводит диагностику заболеваний в зависимости от симптомов. Терапия в педиатрии также имеет свои особенности в отличие  от лекарственных препаратов для взрослых.

Специалисты выделяют следующие возрастные периоды в развитии детей:

Пренатальный (внутриутробный) период, когда плод находится в матке матери в стадии созревания. Этот период продолжается 280 дней, начиная счет с первого дня последнего менструального цикла у женщины.

Первые 7–9 дней — период имплантации яйцеклетки, 3–12 нед — органогенез. Различают подпериоды: ранний фетальный (9–28 нед), характерен интенсивный рост и тканевая дифференцировка органов плода; поздний фетальный (после 28 нед и до начала родов).

В поздний фетальный период происходит бурный рост и накопление клеточной массы органов и систем. В этот период обеспечиваются процессы депонирования многих компонентов питания, формируется депо солей кальция, фтора, железа, меди, витаминов D и В12; происходит созревание ферментных систем, сурфактанта, иммунитета.

Определяет развитие плода функциональная система мать—плацента—плод (прямые и обратные нервные, гуморальные, иммунные связи). Главными факторами, определяющими и регулирующими рост плода, являются маточный кровоток и плацентарная перфузия, гормоны гипофиза, инсулин. Средняя масса тела при рождении для девочек 3200–3350 г, для мальчиков 3400–3500 г; длина тела 50–51 см.

Этот период является очень важным в жизни ребенка, несмотря на то, что у неспециалистов принято считать, что детство человека начинается с его рождения.

На протяжении первых двух месяцев развития в утробе матери организм малыша наиболее чувствителен к вредным воздействиям — интоксикациям вирусной или иной этиологии, физическим травмам, недостатку кислорода, облучению. Любой из этих факторов способен вызвать врожденные патологии и пороки развития органов. В последующие семь месяцев, называемые фетальным периодом, происходит созревание органов и их рост до той стадии развития, которая позволит новорожденному выжить вне утробы матери. Беременная женщина в это время должна получать питание, достаточное для того, чтобы проистекающие в ее организме физиологические процессы обеспечивали возрастающие потребности плода и его нормальное развитие.

Постнатальный (послеродовый) период, которое специалисты делят на ряд периодов: 

Период новорожденности начинается с первого вдоха ребенка и перевязки пупочного канатика и длится 3—4 нед. Этот период характеризуется незрелостью всех органов и систем, особенно центральной нервной системы, а также целым рядом функциональных, биохимических и морфологических изменений, обусловленных переходом от внутриутробного развития плода к внеутробной жизни ребенка. Организму новорожденного свойственна большая лабильность водного обмена. Потребность в воде в среднем составляет 160—200 г на 1 кг массы ребенка в сутки. Все основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, даже незначительное нарушение условий окружающей среды может привести к серьезным изменениям в организме и-некоторые физиологические процессы легко переходят в патологические. Все это требует особых гигиенических условий и тщательного специального ухода за новорожденным ребенком, правильной организации вскармливания.

Для периода новорожденности характерны особые состояния, пограничные между физиологией и патологией, например эритема новорожденных, физиологическая желтуха, физиологический мастит, транзиторная лихорадка, физиологическая потеря веса, альбуминурия, мочекислый инфаркт, половые кризы.

Грудной период начинается с 3—4-недельного возраста и условно заканчивается в 12 мес. В это время дети интенсивно растут, прибавляют в весе. Рост в среднем за первый год увеличивается на 25 см, вес утраивается. Развиваются статические функции, ребенок сидит, ползает, ходит. К 5—6 мес начинают прорезываться молочные зубы; к году бывает обычно 8 зубов (передние — 4 верхних и 4 нижних). Ребенок рождается с безусловными врожденными рефлексами, к которым относятся сосание, глотание, мигание, чиханье, акт дефекации, мочеиспускания и др. По мере дифференцирования центральной нервной системы, начиная с первого месяца жизни, происходит развитие условных рефлексов. Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, на приготовление к кормлению, но уже с 3-го месяца рефлексы значительно усложняются: ребенок устойчиво фиксирует взгляд, следит за движением предмета, поворачивает голову к источнику звука, отвечает улыбкой, активными движениями рук и ног на разговор с ним. Начиная с 6 мес произносит отдельные слоги, громко смеется, к году дети обычно знают несколько слов, и с этого момента начинается развитие речи. Для правильного развития ребенка, его высшей нервной деятельности необходимо четко организовать режим, питание, чередование периодов сна и бодрствования. Детям 2—3 мес надо обеспечить сон общей длительностью 16—18 ч, из них 10—11 ч ночью и 6—7 ч днем в 3—4 приема. В возрасте от 3 до 6 мес длительность сна 16 ч в сутки, от 6 до 10 мес— 15—16 ч, из них днем около 5 ч в 3 приема. После 10 мес дети переходят на дву» кратный дневной сон с общей продолжительностью сна в сутки 14х/2—15> ч. Обычно после каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормления бодрствовать.

В связи с интенсивностью обменных процессов характерным является большая потребность в пище, которая компенсируется правильно организованным вскармливанием. При любых погрешностях режима питания легко развиваются заболевания желудочно-кишечного тракта, рахит, заболевания органов дыхания, ребенок может быстро терять в весе, развивается гипотрофия.

У детей грудного возраста при заболеваниях, особенно инфекционных, отмечается склонность к диффузным, общим реакциям; так, при пневмониях, гриппе, дизентерии, диспепсии могут появиться судороги, менингеальные явления, развивается токсикоз.

Патологию преддошкольного (раннего детского) периода продолжительностью от 1 до 3 лет определяют: быстрое физическое и психическое развитие; напряженность метаболических (как энергетических, так и пластических) процессов; высокая активность и в то же время нестабильность функционирования различных регуляторных систем организма, особенно, нервной системы; функциональная незрелость иммунной системы (неспособность к полноценной выработке антител в собственном растущем организме и исчезновение к этому времени антител, полученных от матери через плаценту и грудное молоко); выраженная гиперплазия при недостаточной зрелости лимфоидной ткани; недоразвитие различных барьерных систем организма; недостаточное развитие нейрогуморальных систем и механизмов, ответственных за локализацию возникших патологических процессов в организме, что обеспечивает их генерализацию.

Всё это способствует повышению восприимчивости ребенка данного возраста к различным инфекционным патогенным факторам и более частому возникновению тонзиллитов, лимфаденитов, ОРВИ, гриппа, кишечных инфекций, особенно сальмонеллёза и дизентерии, а также острых детских инфекций (коклюша, кори, скарлатины, краснухи, ветряной оспы, менингитов).

Младший детский (дошкольный) возраст (от 2 до 6 лет) — в жизни ребенка происходит интенсивное физическое развитие: активное увеличение роста и веса, увеличение общей мышечной силы, уменьшение жировой прослойки, становится выраженной крупная мускулатура.

Продолжается окостенение скелета — поэтому в этом возрасте необходимо следить за осанкой детей и избегать чрезмерных физических нагрузок. Улучшаются кровообращение и дыхание: повышается кровяное давление, увеличивается жизненная емкость легких, следовательно, увеличивается работоспособность. Совершенствуется нервная система, увеличивается масса головного мозга, созревают все проводящие пути между центральной и периферической нервной системой.

 Приблизительно с трех лет продолжается социализация ребенка. Следует обратить внимание на два типа связей ребенка с окружающим миром: связь с миром вещей и связь с миром людей. Можно упрощенно сказать, что на базе отношений с миром вещей происходит социализация интеллектуальных функций: человек учится обращаться с вещами так, как принято в данном обществе и усваивает знания общества о предметном мире, а на базе отношений с миром людей происходит социализация личности: человек усваивает способы взаимоотношений людей между собой и осваивает способы собственного поведения.

Школьный возраст (7 — 15 лет) характеризуется дальнейшим развитием организма ребенка. У детей школьного возраста усиленно развивается мышечная система, увеличивается рост, изменяются пропорции тела, формируются вторичные половые признаки.

 Развитие, детей школьного возраста отличается еще большими неравномерностями. В младшем школьном возрасте преобладают количественные изменения (дальнейшее увеличение роста и массы тела, совершенствование структуры органов, тканей, систем).

 При этом существенных различий между темпами развития мальчиков и девочек не отмечается. Средние прибавки роста составляют 4 — 5 см, массы тела — 2 кг в год.

 В период старшего школьного возраста у девочек начиная с 10 — 12 лет, у мальчиков с 12 — 14 лет начинается период полового созревания, сопровождающийся интенсивным ростом скелета, увеличением массы тела, мышечной силы, объема дыхания. Годовая прибавка роста составляет до 8 — 10 см, массы тела — от 3 до 6 кг. В это время в детском организме происходит перестройка деятельности всех органов и систем, особенно нервной и эндокринной.

 Регулятором роста становятся половые гормоны и гормон щитовидной железы. В темпах развития отмечаются большие различия между девочками и мальчиками.

 Девочки с 10 лет начинают усиленно расти и обгоняют в росте мальчиков, к 15 — 16 годам темп роста девочек резко сокращается. Мальчики в этом возрасте продолжают интенсивно расти и значительно перегоняют девочек.

 Такие-же закономерности отмечены в динамике массы тела. В возрасте 11-14 лет масса тела девочек превышает массу тела мальчиков; в возрасте старше 15 лет наблюдается обратное соотношение.

Пубертатный период — для девочек от 10 до 18 лет, для мальчиков от 12 до 20 лет. В подростковом возрасте начинают сказываться половые различия у девочек и мальчиков — у девочек этот период наступает на 2 года раньше. Главные черты подросткового возраста — формирование личности, характерной для взрослого человека, быстрый рост тела, половое созревание. У разных детей сроки начала и завершения развития данных признаков сугубо индивидуальны.

Для этого периода особенно характерны сдвиги в эндокринной системе. Отчетливо выявляется функциональная зрелость полового аппарата и заканчивается развитие вторичных половых признаков. Отчетливее сказывается гормональное воздействие надпочечников и инсулин-продуцирующих клеток поджелудочной железы.

Патология этого возраста приобретает своеобразный оттенок: чаще встречаются психоневрозы, функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы, аномалии половой сферы, реже встречаются острые детские инфекции, часты нарушения осанки. В целом текущие заболевания протекают так же, как и у взрослых людей.

В период полового созревания внешний вид, пропорции тела подростков становятся такими же, как и у взрослых. В это время выявляются случаи недоразвития полового аппарата, расстройства со стороны нервной системы в виде психоневрозов. Нередкие жалобы на колющие боли в области сердца и сердцебиение объясняются в большинстве случаев расстройствами вегето-невротического характера.

Время работы центра

Контакты

Телефоны для связи
Время работы
Мы находимся по адресу
Написать нам